Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Если несовершеннолетнего не удается определить в семью в населенном пункте, где он находится, в месячный срок, то информация о нем направляется в региональную базу данных, ведущуюся исполнительной властью области, края, республики. Далее принимаются меры по устройству одинокого малыша в новую семью на всей территории региона.

Граждане, которые хотят взять себе ребенка, обращаются к операторам, ведущим банки данных (в местных и региональных исполнительных органах власти, Минобразовании РФ) с документами:

  • заявлением о предоставлении сведений о детях, находящихся в банке данных, в связи с желанием взять в семью малыша;
  • анкетой;
  • , подтверждающим возможность заявителя стать приемным родителем, опекуном, усыновителем.

Оператор рассматривает полученный пакет документации 10 дней. После изучения он предоставляет заявителю детские анкеты и фотографии, которые соответствуют его пожеланиям. Для посещения понравившегося ребенка выписывается направление. В установленный срок человек, желающий взять малыша под опеку, должен письменно известить ответственный орган о своем решении. В случае отказа ему выдается направление к следующему.

Банк данных о детях

Информация о каждом ребенке, потерявшем родительскую опеку, вносится в специальную базу, называющуюся государственным банком данных. Такое правило учета установлено ФЗ № 44 и правительственным постановлением № 217 от 2002 г.

Информационные базы ведутся на всех уровнях управления. Региональные банки и единый федеральный банк составляют единую государственную базу. Порядок ее формирования и использования определяется законом.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

13 Мая 2020

Подростковый возраст не случайно назван кризисным. Ему свойственны перепады настроения, максимализм, снижение авторитета взрослых. В самоизоляции эти проблемы могут обостряться и приводить к конфликтам в семье. Как сгладить острые углы в общении с подростком на карантине, рассказывает Ирина Кутянова, заведующая информационно-аналитическим отделением семейного центра «Печатники».

13 Мая 2020

Выплаты на детей в связи с коронавирусом

07 Мая 2020

Интервью с директором Центра развития социальных проектов Арменом Поповым по ситуации с устройством детей в семьи в условиях карантина

06 Мая 2020

Олеся Лихунова — довольно известная мама. В их с мужем семье до недавнего времени воспитывалось восемь детей — трое кровных и пятеро приемных. Некоторые дети — с особенностями здоровья и трудностями в обучении, и мама занимается их воспитанием, делясь лайфхаками на своей странице в Фэйсбуке. Недавно большая аудитория ее подписчиков была поражена в очередной раз: у Олеси и ее супруга родился девятый ребенок. Беременность семья скрывала до последнего, в том числе чтобы избежать обсуждения — ЗАЧЕМ ИМ СТОЛЬКО. А правда, зачем? Попросили Олесю ответить на этот вопрос.

Судебная практика и законодательство — Семейный кодекс. Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Так, в соответствии с Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов ( СК РФ).

Принимая во внимание, что в соответствии с СК РФ при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, суды исследовали вопрос о том, в каком объеме усыновители владеют русским языком и каким образом они намерены преодолевать языковой барьер в тех случаях, когда усыновлялись дети, у которых сформирована речь на родном языке. Указанные обстоятельства исследовались в судебном заседании, что отражалось в протоколах судебного заседания, в решении суда об усыновлении ребенка

Опека как одна из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, в целях их содержания, воспитания, образования и для защиты их интересов и прав (, и Семейного кодекса Российской Федерации, и , ГК Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Перечисленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Семейным кодексом Российской Федерации , с одной стороны, имеют целью обеспечить таким детям надлежащие, в том числе эмоционально-психологические, условия для полноценного развития, а с другой — позволяют гражданам, в том числе тем, для кого биологическое материнство или отцовство исключено по медицинским показаниям, реализовать естественную потребность в осуществлении родительской заботы. Наличие возможности передать ребенка на воспитание в семью либо, если ребенок уже воспитывается в семье, — юридического оформления фактически сложившихся, содержательно раскрывающих понятие семьи по смыслу Конституции Российской Федерации, отношений согласуется с общеправовым принципом гуманизма, конституционными гарантиями семьи, материнства, отцовства и детства, а также с признанной семейным законодательством целью укрепления семьи. Что касается ограничений такой возможности федеральным законом, то они допустимы исключительно в целях защиты указанных конституционных ценностей, прежде всего — прав и законных интересов ребенка как наиболее уязвимой и зависимой стороны семейных отношений.

2.1. Преследуя цель защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, федеральный законодатель предусмотрел различные формы устройства таких детей, а именно: в семью на воспитание (усыновление, удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, — в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, — в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Задача выбора — исходя из конкретных обстоятельств лишения ребенка родительского попечения — в наибольшей степени соответствующей интересам ребенка формы его устройства и последующий контроль за условиями содержания таких детей, их воспитания и образования возложены на органы опеки и попечительства (, Семейного кодекса Российской Федерации).

2.1. Преследуя цель защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, федеральный законодатель предусмотрел различные формы устройства таких детей, а именно: в семью на воспитание (усыновление, удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, — в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, — в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Задача выбора — исходя из конкретных обстоятельств лишения ребенка родительского попечения — в наибольшей степени соответствующей интересам ребенка формы его устройства и последующий контроль за условиями содержания таких детей, их воспитания и образования возложены на органы опеки и попечительства (, Семейного кодекса Российской Федерации).

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Законодательством определен список обстоятельств, по которым ребенок признается утратившим родительскую опеку. К ним относятся такие случаи с родителями:

  • ограничение или полное лишение родителей прав на малыша;
  • невыполнение воспитательной деятельности или отказ от обеспечения защищенности прав и интересов детей;
  • наступление недееспособности;
  • заболевание;
  • долгое отсутствие;
  • смерть и др. (ст. 121 СК РФ).

Данные факты должны иметь документальное подтверждение. Поводы, по которым несовершеннолетние остаются без родительской опеки являются основаниями для устройства их государством на попечение. Они выясняются в отношении каждого родителя.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий