Что такое школа для приемных родителей

Как развить уверенность в себе

17 июля 2014 г. Продолжаем готовиться с Галей к школе. Главная задача сейчас — побороть её неуверенность в собственных силах. Как только Галя начинает сомневаться в себе, её мозг будто выключается. Я такое впервые встречаю!

Происходит это так. Решает Галя примеры. Два столбика, по шесть в каждом. Всё прекрасно получается, считает на пальцах, сама записывает ответы красивыми цифрами, я нахваливаю.

И вдруг на каком-нибудь восьмом простом примере Галя резко начинает сомневаться. Ей не удаётся пересчитать правильно пальцы, она пробует два раза и будто выключается. Закрывает глаза руками, краснеет, шепчет: «У меня не получится». Я начинаю помогать, подбадриваю, но она будто не понимает, что я говорю, трёт лицо, вот-вот заплачет.

Поначалу я думала, что она устаёт, и нужно просто переключиться на какое-то другое дело. Но если я делала попытки убрать подальше неудавшийся пример — это вызывало рёв и отчаяние с причитаниями, что у неё ничего никогда не получится. Поэтому теперь я стараюсь из таких ситуаций выходить с юмором. Говорю: «Так, Галя растерялась». Беру её пальцы и помогаю досчитать, вслух правильно рассуждая за неё, стараюсь рассмешить чем-нибудь. И после этого Галя снова легко решает остальные примеры.

Срисовывать цифры Галя умела. Но рисует она всё маленькими отрывистыми неуверенными линиями, обводя и подрисовывая по сто раз одно и то же. Я учу её рисовать уверенно одним движением, не отрывая ручки от бумаги. Получаться стало далеко не сразу. За восемь лет Галя так привыкла к своим неуверенным линиям, что нарисовать одним движением даже маленький кружок она не в состоянии. А вдруг не получится?

Убедить её в том, что ничего страшного не случится, если круг будет не такой как хотелось, было сложно. Мы чертили много кривых линий на чистом белом листе, много неаккуратных кружков, просто калякали, не отрывая руки.

Галя смотрела на меня так, будто я совершаю преступление. С ужасом и восхищением. Постепенно она расслабилась и научилась писать красивые цифры, не отрывая руки. Мы с Машей хвалили её на все лады! И я повторяю, повторяю бесконечно, что всему можно научиться, нужно только не отчаиваться.

С чтением всё оказалось сложнее. Мы дошли до слов из пяти букв и прочно застряли. Пока Галя дочитывает слово до конца, она напрочь забывает, какой слог был вначале.

Эта проблема стала мешать развитию её уверенности в себе, поэтому мы решили сделать два шага назад и снова начать с простых слогов.

Я весело и беззаботно проживаю с детьми день, а по вечерам, когда они уже спят, сижу и плачу на кухне от жалости к Гале. Как нагнать эти потерянные восемь лет? Почему она не попалась мне на глаза раньше?..

Как научить ребенка рисовать

3 июля 2014 г. Я заметила, что Галя, когда рисует, пользуется цветом совершенно бездумно. Может раскрасить принцессе лицо ярко-красным, волосы синим, руки сделать жёлтыми или зелёными. Аккуратно так. И ничего её не коробит в подобном рисунке. Приносит похвалиться.

Я хвалю за старательность и аккуратность, но объясняю: принцесса получилась некрасивой, потому что цвета использованы более чем странно. Галя сначала надувается, может посидеть какое-то время, положив голову на руки, приговаривая: «У меня ничего не получается». Но после беседы о том, что не бывает людей, у которых сразу всё получается идеально, приободряется и раскрашивает снова, теперь уже тщательнее подбирая цвета.

Показывала ей, как рисовать девочкам красивые губы и глаза. Сначала ничего не получалось, Галя паниковала, но потом стало выходить лучше, и она обрадовалась. Будем и дальше воспитывать уверенность в собственных силах.

Приемный ребенок: в чем его инаковость?

Никто не любит проблем и не рад, если трудности вдруг возникают в его жизни. Ребенок, оставшийся без родительской заботы, являет собой суть проблем нашего общества, а для школы становится вызовом. Он недополучил любви, родители не участвовали в его развитии и воспитании, а часто пренебрегали потребностями ребенка или были настолько непостоянны, что нельзя было предугадать, когда появится еда, утешат ли детское горе, можно ли рассчитывать на их любовь и физическое присутствие в своей жизни. А многие сироты просто не знают: кто их мама или папа.

В этом хаосе непредсказуемости, отсутствия безопасности, а часто и в атмосфере агрессии и насилия стихийно формируется личность ребенка, который собирает все проблемные черты современного общества.

В таком аномальном развитии страдает эмоционально-волевая сфера, рождается переживание неудовлетворенности своих потребностей, страх, тревожность, низкая оценка себя и своих результатов, любовь и ненависть по отношению к родителям, месть любым взрослым и детям, которые проявляют заботу и ласку, отсутствие воли в поступках, в достижении желаемого результата.

Страдает и интеллектуальная сфера психики ребенка. Бедность впечатлений от жизни в течение долгого времени, однообразие, концентрация внимания на поисках еды, крова, защиты — все это не позволяет ребенку вовремя сформировать важные мыслительные функции, поэтому ему тяжело осваивать абстрактное мышление, теоретические понятия, модели, что означает тотальный неуспех в старших классах школы.

На это накладывается негативный опыт учебной деятельности, низкая оценка способностей со стороны учителей, что приводит к несформированности специфических учебных навыков: понимания учебной задачи, алгоритма решения, умения прочитать условие, сформировать правильные выводы, объяснить результат и т.д. В итоге — тотальный неуспех в школе, недоверие к фигуре учителя, закрытость или активное сопротивление, нежелание приходить в школу и, в целом, отсутствие интереса к жизни и новым событиям, людям, явлениям.

Сюда остается добавить только социальную незрелость и отклоняющееся от нормы поведение приемных детей. Ценностные установки детей-сирот часто асоциальны, вступают в противоречие с общепринятыми нормами, социальные роли стереотипны и шаблонны, упрощены. В мировосприятии доминирует асоциальный настрой, опора на негативный жизненный опыт, неприятие опыта других людей.

Попробуйте эмоционально пережить внутреннее мироощущение такого ребенка, постарайтесь найти здесь позитивную, радостную волну. Правда, это очень трудно сделать? Как легко соскальзывать в такой негатив при любой неудаче в общении с учителем, одноклассниками.

Директор сказал, что лучше такая семья, чем никакой

Диана Машкова, писатель, руководитель программы «Просвещение» благотворительного фонда «Арифметика добра», мама четверых детей, трое из которых приемные, услышала о том, что родители отдают детей на пятидневку в интернат, на одном из региональных Форумов приемных семей.

– Впервые в жизни узнала о родителях, которые оформляют в приемную семью подростков, но фактически ребята остаются там, где были. Аргументация очень простая – семьи живут в удаленном поселке, в доброй сотне километров от интерната, в котором работает единственная на весь район коррекционная школа. Возить детей каждый день 100 километров в школу и 100 километров обратно невозможно. Поэтому оставляют с понедельника по пятницу и забирают только на выходные. Дети обучаются в интернате, питаются там же и находятся на полном государственном обеспечении.

Диана Машкова с семьей

Семьи при этом получают выплаты на детей и небольшую, но все же зарплату приемных родителей. Когда я поинтересовалась, зачем такая семья, директор вполне резонно ответила, что лучше уж такая, чем никакой. Дети хотя бы по выходным и на каникулах знакомятся с окружающим миром, домашним бытом, семейной жизнью. Родители их не обижают, наоборот, заботятся, помогают делать уроки. Но только два дня в неделю.

Эта история заставила меня задуматься о нескольких системных проблемах. Во-первых, инфраструктура. Специализированных школ-интернатов, в отличие от общеобразовательных школ, мало. Даже в Москве приходится возить детей с одного конца города на другой. А в регионах из-за гигантских расстояний многие семьи с детьми-инвалидами водить их в школы не могут.

Отсутствие доступного в прямом смысле слова образования – одна из причин, по которым дети-инвалиды в нашей стране живут в интернатах.

Во-вторых, статичность системы. Есть форма «приемная семья», ее и используют на все случаи жизни. Но если ребенок фактически живет в интернате, а в семье проводит только каникулы и выходные, очевидно, что это больше соответствует другой форме – так называемому «гостевому режиму». И суть его – наставничество. Но это не предполагает выплат на детей, хотя не каждая семья может себе позволить дополнительные затраты. Возможно, стоит предусмотреть выплаты на содержание соразмерно дням, проведенным в семье, и оформлять подобные случаи именно как «гостевой режим»?

Обоснованно семья отдает приемного ребенка на пятидневку или нет, человеку со стороны, который не в курсе нюансов, определить невозможно. Но это вполне посильная задача для сотрудников контролирующей инстанции – органов опеки. Специалисты, которые ведут детей, знают всё о состоянии их здоровья, потребностях и, главное, возможностях своего района. Если случаются вопиющие случаи нарушения – ребенок живет в интернате, детском доме санаторного типа или больнице без острой необходимости, форму отношений надо пересматривать.

К счастью, в Москве – у нас в фонде «Арифметика добра» большой Клуб приемных родителей, в него входит более 1000 семей – подобных ситуаций я лично не наблюдаю. И снова это вопрос решения проблем: образовательные учреждения здесь доступны, а специалисты органов опеки, как правило, хорошо владеют ситуацией, пользуются всем разнообразием форм семейного устройства и помощи детям.

Подготовка потенциальных принимающих родителей:

ОЧНАЯ форма обучения:

6 недель

Занятия проводятся в период с сентября по июнь согласно установленному годовому расписанию: 

ОЧНО-ЗАОЧНАЯ форма обучения:

от 8 недель, но не более 6 месяцев

Занятия проводятся круглогодично.

Сопровождение слушателей уже принявших детей (поддержки и сопровождения):

Однократное обучение 2 месяца и поддержка в течение 6 месяцев и далее  полугодовые абонементы поддержки.

1 курс «Базовый» — подготовка к приему ребенка в семью

Мы приглашаем граждан, желающих принять ребенка в семью – усыновителей и опекунов. Это основной, базовый курс.

Цели курса — помочь слушателю разобраться в своих чувствах и намерениях, дает системные знания по всем областям знаний, необходимых для успешного и надёжного создания новой семьи, позволяет морально и практически подготовиться к приему ребёнка

Этот курс позволяет слушателю:

• Разобраться в требованиях, предъявляемых к усыновителям и опекунам. 
• Освоить процедуру подготовки документов.
• Реально оценить собственные силы и возможности для принятия ребёнка в семью.
• Разобраться во влиянии генетики и социальных факторов на развитие ребёнка.
• Понять особенности развития и состояния здоровья детей из учреждений.
• Узнать о реалиях тайны усыновления, о проблемах контакта с биологическими родственниками.
• Узнать про типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования. 
• Научиться интерпретировать поведение детей в процессе их адаптации в семье.
• Обменяться опытом по воспитанию детей, обустройству дома, общению с окружающими и социумом в процессе подготовки и принятия ребенка в семью.

Далее:Ознакомиться с Программой Курсов | Преподаватели Школы | Запись на Курсы

2 курс «Поддержка» — сопровождение и развитие компетенций

Мы приглашаем граждан, принявших детей  в свои семьи – усыновителей и опекунов. 

Прежде всего, этот курс будет полезен родителям, принявшим ребенка недавно и находящимся ещё на самом трудном этапе — на стадии адаптации. Это примерно первый год-два с момента принятия ребенка. 

Цели курса: 

Моральная поддержка недавно принявших в семью ребенка родителей – консультирование, обсуждение ситуаций и помощь в поиске внутренних и внешних ресурсов. Обсуждение типичных ситуаций в части поведения детей, супруга, соседей. Сопровождение это регулярное общение не только для выработки стратегии и тактики, но и для моральной поддержки, снятия тревожности, проработки страхов. По мере необходимости к сопровождению привлекаются все нужные специалисты, а так же опытные принимающие родители готовые поделится опытом. Всё это позволяет не только решать все возникающие задачи, но и чувствовать себя значительно уверенней и спокойней.
Этот курс позволит слушателю
• Получить индивидуальные консультации специалистов психолога, специалиста по социальным вопросам  по системе интернет-телефонии — Скайп, в закрытой конференции в переписке.
• Получить реальное сопровождение специалистов при изменении формы устройства и оформлении документов на ребенка через консультирование, предоставление нормативных актов, помощь в подготовке текстов заявлений, обращений.
• Провести аудит подготовленных документов на предмет правильности оформления  и т.д.
• Узнать как компенсировать моральные травы и негативный опыта, полученный детьми в кровной семье и учреждениях.
• Повысить свои родительские компетенций в области воспитания, взаимодействия с ребенком и членами семьи.
• Узнать как объяснить ребенку его происхождение. Как выстроить отношение к кровным родственникам, получить материалы для работы с ребенком.
• Обменяться опытом по воспитанию детей, обустройству нового быта, общению с окружающими и социумом – обсуждение в сообществе, проведение «встреч» выпускников.
В ближайшее время мы организуем  систему персонального наставничества,  когда  опытные родители со сходными для новичков ситуациями смогут делиться своим опытом. Такая очная консультация у нас уже существует см.»Беседка».
В курс «Поддержка» включен ряд тем «Базового» курса. Это позволит тем, кто не проходил «Базовый» курс получить базу для дальнейшего развития компетенций и лучше понимать новый материал. Если вы не проходили 1 «Базовый курс», пожалуйста, внимательно ознакомьтесь со всеми темами курса («Базовый» курс имеет выденный вид).

Далее: Ознакомиться с Программой Курсов | Преподаватели Школы | Правила для Слушателей | Запись на Курсы

Для того, чтобы ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ или ЗАДАТЬ ВОПРОС

просто позвоните:

+7 (495) 723-98-91

или

+7 (903) 572-99-39

(с 9:00 до 21:00 часа)

или отправьте запрос на адрес:

Чему учат в школе?

Как мы уже говорили, программы школ не унифицированы. Но в общем и целом они сводятся к следующему.

Психологическая готовность принять ребенка в семью. Обсуждаются мотивы семьи; говорят о тех мотивах, которые могут привести к психологическому кризису из-за неоправданных ожиданий; кандидатов также тестируют по самым разным методикам.

Психология ребенка, который остался без попечения родителей. На этих занятиях рассказывают об общих закономерностях деформаций, которые неизбежно происходят с ребенком, который потерял семью или никогда ее не имел.

Знакомство с ребенком. Во многих школах прямо говорят, что органы опеки в большинстве своем не умеют правильно представлять информацию о ребенке, а персонал сиротских учреждений не всегда грамотно проводит первую встречу. Ведущие курса рассказывают, как избежать травмы для вас и ребенка.

Законодательство. Вам объяснят, как справиться с бумажной волокитой, дадут пошаговую инструкцию ваших действий, разъяснят ваши права и обязанности. Поскольку в школу чаще всего обращаются люди, которые еще не собрали пакет документов, то и по этому поводу их могут проконсультировать тоже.

Адаптация. Специалисты расскажут об особенностях поведения ребенка, которому нужно привыкнуть к новой жизни, опишут возможные конфликты и способы их преодоления.

В некоторых «продвинутых» школах также рассказывают о том, как оценить потенциал ребенка, что особенно важно для маленьких детей, которые из-за психологической травмы очень сильно отстают в развитии. Иногда также дают полезные рекомендации о поиске ребенка в вашем регионе, поскольку знают ситуацию изнутри

В частных школах довольно часто занятия ведут практикующие психологи, врачи, юристы, работники сиротских учреждений. Общение с ними обычно дает довольно полное представление о процессе, который вам предстоит.

Что дает школа для приемных родителей?

Стандартная программа школы для приемных родителей в Москве, другом городе РФ включает в себя такие разделы:

  • юридический. Родителей знакомят с региональным и федеральным законодательством, регулирующим порядок усыновления;
  • судебно-процессуальный, процедурный. Усыновителей знакомят с нюансами сбора и подачи документов – все они выдаются с разным сроком действия, поэтому в задачу очной или дистанционной школы приемных родителей входит разработка оптимальной схемы сбора необходимых документов, применимой к конкретному городу, и ознакомления с ней усыновителей. Также родителям рассказывают о судебной практике, касающейся вопросов усыновления;
  • медицинский. Проводится независимая экспертиза здоровья ребенка, выбранного для усыновления или опеки, родителям преподают азы человеческой физиологии, готовят к возможным трудностям, связанным с воспитанием ребенка. Для этих целей школа приемных родителей часто приглашает на работу в качестве преподавателей врачей;
  • педагогический и психологический. Усыновителей готовят к приему ребенка, помогают с адаптацией его в семье, корректируют при необходимости поведение ребенка или усыновителей. Также преподаватели рассказывают об особенностях возрастной психологии детей;

Кроме этого, очная школа в отличие от дистанционной школы приемных родителей предоставляет возможность усыновителям проконсультироваться с психотерапевтом, психологом, юристом.

После прослушивания курсов, а всего в среднем отводится около 60 часов, школа приемных родителей выдает соответствующее свидетельство об окончании. Документ выдается и тем усыновителям, которые проходили обучение в дистанционной школе приемных родителей.

Таким образом, судя по отзывам, школа для приемного родителя дает возможность приемным родителям разобраться в юридических тонкостях оформления усыновления, грамотно подойти к этапу сбора документов, а главное, подготовиться морально к приему в семью ребенка-сироты, оценить свои силы, получить поддержку со стороны

Что важно, зачастую в школах приемных родителей практически на всех этапах обучения преподают люди, которые сами воспитывают приемных детей, а это означает, что они могут поделиться своим практическим опытом. Школы приемных родителей дают возможность поучиться на чужих и типичных родительских ошибках, узнать о психотерапевтических и психологических приемах, которые могут помочь в процессе адаптации ребенка в новой семье

Что такое Школа приемных родителей (ШПР)

Основы работы Школы определяет Минобрнауки. Ведомством установлены правила к организации обучения:

  1. Форма обучения и ее конкретное содержание определяются на региональном уровне.
  2. Место прохождения обучения определяют органы опеки.
  3. Кандидаты, желающие пройти подготовку, подают заявление и ожидают решения в течение месяца.
  4. Длительность программы определяется на местном уровне, и составляет от 5 до 180 дней.
  5. Преподавателями могут быть назначены люди, обладающие специализированными знаниями, что подтверждается сертификатами и дипломами.
  6. Обучение происходит индивидуально или в мини-группах.
  7. Программа обучения для приемных родителей бесплатна.

Как выбрать школу и записаться в нее

Желающий пройти обучение выбирает Школу на сайте Минобрнауки. После выбора, он обращается в органы опеки с заявлением о прохождении обучения.

Программа прохождения ШПР и особенности процесса обучения

Министерством образования и науки установлены единые требования к программе подготовки кандидатов. Но в регионах программа курса может иметь свои особенности. Общими для всех являются требования к освещению тем, нацеленных на успешную адаптацию ребенка в семье, социуме.

Отдельно выделяются темы, посвященные его правам и потребностям, особенностям развития и уходу за ним, навыкам управления при «трудном» поведении.

Программа освещает законодательные основы оформления опеки над ребенком, его правового положения, требования к кандидатам.

Какие знания можно получить по результатам обучения в ШПР

Родители, готовые к трудностям, смогут получить психологическую поддержку. Обменяться опытом с семьями, уже воспитывающими приемного ребенка. Это даст уверенность для преодоления трудностей, появится понимание мотивов поведения ребенка, а также как вести себя с ним. Родители поймут, как помочь ему адаптироваться в обществе и справиться с последствиями травмирующих ситуаций.

Школа позволит кандидатам освоить:

  • навыки воспитания;
  • психологические мотивы поведения ребенка, влияние его прошлого опыта на нынешнее поведение;
  • особенности адаптации в семье;
  • основы законодательства в части прав ребенка;
  • требования законодательства к приемным родителям, а также существующие меры поддержки;
  • основы ухода за ребенком, его потребности в зависимости от возраста.

Рассказывает о жизни, но не может пересказать сказку и ответить на простой вопрос

3 июля 2014 г. Иногда на Галю наплывают воспоминания, и она начинает рассказывать что-то про своё прошлое в мельчайших подробностях.

Например, день, когда мы приехали домой. Точно описывает, какая у кого была одежда, кто что сказал, что она подумала. Ещё рассказывала, как у них праздновали дни рождения в детском доме. Собирали сразу несколько ребят, то ли тех, которые в один месяц родились, то ли тех, которые в один сезон (летние или осенние, например). И пока остальные на прогулке, отводили в актовый зал, дарили подарки, поздравляли и угощали чаем.

Никаких тортов Галя не знает, и уж тем более со свечками — сделала большие глаза, когда я спросила об этом. Мороженое давали, говорит, и апельсины с бананами тоже. После поздравления ребята снова шли в группу, и не всегда им разрешали взять подарки с собой. Однажды Гале подарили большую куклу, но потом забрали и положили в шкаф в игровой комнате, откуда её можно было брать только с разрешения.

С Галей

8 июля 2014 г. Гале почему-то кажется, что она не сможет пересказать мультфильм или сказку. Спрашиваю, например: «Чем Дюймовочка отличается от тебя, Галя?» — в глазах ужас, краснеет, закрывает лицо руками и шепчет: «Не знаю…»

Говорю: «Галя, это простой вопрос, ответ ты знаешь, я уверена. Скажи, почему тебя не может унести жук, а Дюймовочку унёс?»

И опять: «Не знаю…»

Потом я кое-как разговорила её, и Галя прекрасно пересказала мне всю сказку. Надо чаще просить её пересказывать, чтобы она поверила в свои силы.

Хотя простых сказок она не знает. Ни Золушки, ни Царевны-лягушки, ни кто такой Кощей Бессмертный. Включаем каждый день по мультфильму — и это большой прогресс, что Галя смотрит внимательно и заинтересованно двадцатиминутный мультик и может его пересказать.

Считала Галя только до десяти, причём как-то бестолково. До двадцати уже с ошибками. Я повесила ей ленту цифр от 1 до 100, и каждый день по несколько раз мы их громко по порядку называем. Потом я прошу показать на числовой прямой, сколько кому в нашей семье лет, номер квартиры и дома. Галя занимается этим очень охотно, уже с небольшими подсказками называет все цифры сама.

13 июля 2014 г. Ещё я, кажется, начинаю понимать, почему Галю хотели отдать в коррекционную школу.

Когда с ней постоянно общаешься дома, то на первый взгляд кажется, что она вполне нормальный ребёнок. Но если мы выходим за пределы квартиры, и ей задаёт какой-то простой вопрос парикмахер, продавец или соседка, Галя теряется и бормочет невнятную чепуху.

В прямом смысле чепуху. Какие-то не сочетающиеся между собой слова, в некоторых из них могут быть переставлены слоги. Если переспросить, что она имела в виду, Галя виновато улыбается и тихо говорит, что не знает.

Первый и второй раз я думала — мне показалось. Но нет. Интересно ещё, что после такого общения с чужим человеком Галя потом несколько минут не может прийти в себя и говорит или спрашивает какую-то невнятицу. И нормально разговаривать способна только после молчания. Что же это такое? Наверное, сильнейшая неуверенность в себе.

За месяц дома мы переделали с Галей кучу разнообразных заданий для подготовки к школе. Есть некоторые трудности, но в целом справляется неплохо.

Самое сложное для Гали — отвечать на обычные вопросы. Кажется, будто она совсем не привыкла размышлять. Например, её привёл в полный ступор вопрос: «Зачем дому нужна крыша?». Я уже и так, и эдак спрашивала, и просила представить, как бы ей жилось в доме без крыши. Бесполезно.

Решила приучать её думать. Задаю теперь часто простые вопросы: «Зачем нужен сахар в чае?» или: «Зачем человеку пальцы?». И подбадриваю.

Что такое Школа приемных родителей (ШПР)

Семейный кодекс РФ (статья 127), устанавливая требования к усыновителям, в числе прочих указывает на необходимость подготовки претендентов по специальным программам. Такие условия приняты с 1 сентября 2012 года.

Ключевые моменты организации работы школы приемного родителя прописаны в приказе Минобрнауки РФ № 253:

  • ответственность за развитие системы школ возложена на регионы;
  • субъекты РФ сами прописывают требования к программе на территории и форму обучения;
  • установлено сколько длится прохождение курсов в школе приемного родителя: срок не может быть менее 5 и более 180 дней;
  • определение учреждений, в которых созданы курсы обучения родителей возложено на отделы опеки и попечительства;
  • ожидание для кандидатов в усыновители на обучение в ШПР не должно превышать 30 дней;
  • для зачисления требуется письменное заявление;
  • проводить курсы для молодых приемных родителей вправе только специалисты, имеющие профильное образование;
  • работа с усыновителями должна проводиться индивидуально либо в небольших группах (до 15 человек).

Обучение осуществляется бесплатно, но, если в ШПР есть дополнительные курсы, выходящие за рамки основной программы, они могут быть и возмездными.

В настоящее время некоторые школы предлагают дистанционные варианты обучения, законодатель это не запрещает. Но процесс получения знаний в отрыве от практических занятий и «живого» общения, должного эффекта не даст.

Немного хаоса

С тех пор, как в законе появилось такое требование, в органах опеки творится небольшое замешательство.

Во-первых, возникает вопрос, каков статус школ приемных родителей? По большому счету, их деятельность не формализована и не регулируется. Если по-простому, то какой-то единой и утвержденной программы и «контроля сверху» не существуют, и все работают «кто во что горазд». Среди школ есть и действительно замечательные, к которым испытывают благодарность те, кто их закончил, и «нечто для галочки». Сертификаты, выдаваемые такими школами по сути — это внутренняя бумага, которая ничего никому не гарантирует и ответственности ни на кого ни за что не возлагает, ведь деятельность школ не лицензируется.

Во-вторых, в связи с этим непонятно, примут ли в опеке сертификат частной школы или школы из другого района крупного города? Как правило, принимают, особенно если государственный аналог в регионе отсутствует. Однако если органы опеки сотрудничают с одной школой, а вы хотите обучаться в другой — могут возникнуть проблемы. Поэтому необходимо все уточнять на месте.

В-третьих, непонятно, как найти школу. Ситуация с этими организациями в разных регионах обстоит по-разному. В некоторых районах крупных городов школы есть, кандидатам выдают направление, и все идет своим чередом. Как правило, так получается в регионах, которые всегда активно занимались семейным устройством и участвовали в организации школ на базе государственных психолого-педагогических центров, в которые раньше кандидаты ходили по собственному желанию. Нередко школы создавались на основе центров, которые раньше занимались или (в некоторых субъектах РФ) продолжают заниматься психологическим сопровождением патронатных семей. Прохождение занятий — бесплатное.

Однако в некоторых регионах могут возникнуть следующие проблемы.

Школы нет, однако органы опеки боятся подписывать документы кандидата, требуя эту самую справку о прохождении психологической подготовки. Это незаконно, такое решение можно обжаловать в суде, однако для начала следует написать в опеку заявление с формулировкой: «В связи с отсутствием в районе… школы приемных родителей и прочих организаций, проводящих психолого-педагогическую подготовку принимающих семей, прошу органы опеки и попечительства … района в соответствии с п.4 гл.2 Федерального закона РФ „Об опеке и попечительстве“ 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ провести подготовку к выполнению обязанностей опекуна и принять к рассмотрению мое ходатайство о возможности быть кандидатом в опекуны без предоставления документа о прохождении обучения в упомянутой школе, согласно „Правилам подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах“ от 18 мая 2009 п.4 и)».

В регионе есть частные школы, но нет государственных, т.е. бесплатных. В этом случае, если вы не можете оплатить занятия в частной школе, вы также имеете право от них отказаться. Для этого в органы опеки и попечительства представляется заявление с формулировкой, аналогичной предыдущей, дополнительно указав, что вы не имеете возможности оплатить частные курсы.

Вы готовы пройти занятия в школе другого региона. В этом случае ходатайствуйте в свою опеку, чтобы они помогли вам в контактах с органами опеки другого региона.

В-четвертых, если вы хотите усыновить ребенка, а не взять его под опеку, то требование о прохождении вами школы незаконно, поскольку в утвержденный список документов для кандидатов в усыновители свидетельство о психологической подготовке не требуется. Впрочем, если вы хотите посещать школу, то это будет лишь плюсом при рассмотрении вашей кандидатуры.

Внимание! Имейте в виду, что кандидатов в опекуны не так много, чтобы занятия школ проходили ежедневно и еженедельно. Поэтому иногда возникают следующие ситуации: потенциальный кандидат собрал все документы, выяснил, что ему не хватает этой самой школы, а следующие занятия..

через месяц-два, да и продлятся они недели четыре. В результате, документ о праве быть кандидатом в опекуны вы сможете получить нескоро, а к моменту собственно принятия ребенка в семью у вас может истечь срок действия пресловутой «медицины» и некоторых других документов. Поэтому узнавайте о наличии школы и о расписании ее работы заранее.

Как обычно проходят занятия?

Занятия проходят два раза в неделю, мы выделяем на это целый день. Работа ведется, как групповая, так и индивидуальная. В основном, занятия нестандартны. Наши встречи – простой человеческий разговор. Психологи объясняют родителям, с чем придется столкнуться, когда приемный ребенок появится в семье. Много времени уделяется возрастным различиям детей. Да мало ли вопросов может возникнуть – наши сотрудники стараются не оставлять их неотвеченными. Много внимания уделяем медицинскому блоку. К сожалению, детей с ограниченными возможностями здоровья все больше и больше, медицинский блок мы расширяем. Делаем отдельную программу для тех замещающих родителей, которые собираются взять именно такого ребенка.

Учителя в школе: перекладывание ответственности как защитный механизм

Учитель не готов ко встрече с приемным ребенком, поведение которого определяется травмой. Для педагога негативные эмоции ребенка, непредсказуемость, асоциальность, резкость, недоверие всегда являются вызовом, сломом привычных стратегий поведения и коммуникации.

Авторитета социальной роли учителя и взрослого не хватает, чтобы управлять ребенком или договариваться с ним. Ведь приемному ребенку могут быть не знакомы такие условности, как вежливое общение, совместная работа, социальные нормы и границы.

Переживая в воспитании или обучении неудачу за неудачей, учитель достаточно быстро приходит к пониманию, что он не справляется с ситуацией. Иногда возникает непрекращающийся конфликт между учителем и приемным ребенком, иногда учитель перестает его воспринимать в общей жизни классного коллектива, так как там, где невозможно ничего сделать, и не нужно ничего желать. Механизмы психологической защиты действуют достаточно верно и быстро в ситуации профессионального неуспеха, ответственность трудно взять на себя и начинается поиск виноватого.

Учитель быстро определяет приемного родителя как основного виновника неудачи. Приемная семья сразу становится должна готовить уроки с ребенком, отвечать за его поступки, влиять на общение со сверстниками, отвечать за скорость чтения и т.д. Учитель просто перекладывает свою ответственность и ожидания на приемного родителя. А такой родитель сразу понимает, что он не справляется.

Классический сценарий прихода приемного ребенка в новую школу заключается в том, что буквально через месяц приемная семья начинает получать указания и наставления, требования участвовать в учебе и воспитании ребенка в школе. А в это время сам приемный ребенок пытается понять, как ему жить в новой семье, кто ему эти новые люди, бросят ли они его так же, как его родные родители, будут ли его любить, несмотря на «плохие» черты характера и неуспехи в школе. Так школа начинает вбивать клин между детьми и родителями. И если приемный родитель начнет играть по правилам школы, то скоро он будет главный преследователь, надзиратель, источник осуждения для своего приемного сына или дочери.

Мудрые приемные родители понимают, что все делается постепенно: сначала — новая семья, семейная роль, выстраивание отношений, преодоление недоверия, шаг навстречу друг другу, а потом школьные успехи, секции и кружки, развитие талантов, выбор профессии и пр. И в такой логике повторное обучение в одном классе — это возможность без лишних переживаний и сверхусилий войти в новый ритм своей жизни, устранить пробелы в знаниях и адаптироваться к новой обстановке. И тут нет ничего трагичного. Понимающий родитель видит существенные отличия между двойкой, выставленной за 30 ошибок, и двойкой, полученной за 15 ошибок. Приемная семья должна иметь свободу и запас уважения в школе, бережное отношение к непохожести, проблемам и трудностям детской жизни.

Администрация образовательного учреждения: лучше пусть это пройдет мимо

Директору или завучу вовлекаться в конфликты учителей с приемными семьями не хочется. Это дополнительные усилия, трата главного ресурса — времени, который и так в дефиците. Да и вообще, успеваемость приемных детей портит статистику, они с трудом переходят из класса в класс, у них не все учебные предметы выше двойки или тройки. С внутренним напряжением школа ждет результатов ГИА и ЕГЭ — этих главных показателей эффективности ее работы.

А еще конфликты, прогулы, вызывающее поведение, кражи, вранье, полиция — зачем все это школе?! И лучше бы сделать так, чтобы такой проблемы в школе не было. Поэтому учитель должен сам решать возникающие проблемы с приемными семьями, лучше, когда можно точно определить, что родитель не справляется со своими обязанностями по воспитанию приемного ребенка. Тогда появляется мощный рычаг воздействия: родительский комитет, КДН, визиты классных руководителей. Если не справляетесь, то зачем вообще брали приемного ребенка в свою семью? И зачем привели его к нам в школу? Лучше бы их не было.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий